Перспектива кафедры ботаники, физиологии и экологии растений

Программа развития кафедры ботаники, физиологии и экологии растений

на 2018-2023 гг.

 

 Главным приоритетом на предстоящее пятилетие можно назвать работу по восстановлению утраченного в предыдущий период кадрового потенциала кафедры, наряду с модернизацией всей работы кафедры в связи с реалиями современности и изменениями на всех уровнях учебного процесса. 

1. Учебный процесс. Усилить направленность учебного процесса на подготовку специалистов, которые не только обладают знаниями, умениями и навыками, но смогут применять их при решении прикладных задач в будущей профессиональной деятельности. В этой связи необходимо усилить прикладную составляющую практик студентов, их курсовых и дипломных работ. Для усиления контроля сформированности компетенций у студентов расширить использование компьютерных контролирующе-обучающих программ. Необходимо участие кафедры в разработке практико-ориентированных программ с междисциплинарным уклоном, которые будут востребованы в изменяющихся условиях. В связи с сокращением аудиторной нагрузки необходимо повысить интенсивность самостоятельного образования с использованием электронной информационной образовательной среды. Для этого необходимо максимально актуализировать сайт кафедры, информацию в личных кабинетах преподавателей, вводить в образовательный процесс освоение онлайн-курсов (в том числе самостоятельно разработанных). Участвовать в реализации дополнительных образовательных программ по подготовке иностранных граждан. Максимально использовать возможности участия в Национальном проекте «Образование», особенно по направлению «Повышение конкурентоспособности высшего образования» в области современной образовательной среды и экспорт российского образования.

Издать методические указания по новым курсам, читаемым на кафедре. За 5 лет издать не менее 9 учебно-методических работ, в т.ч. 4 учебных пособия (табл. 1).

Таблица 1. Перспективный план издания учебно-методической

литературы по кафедре ботаники, физиологии и экологии растений

на период 2019 – 2023 гг.

Тип публикации

2019

2020

2021

2022

2023

Всего

Учебное пособие

1

-

1

1

1

4

Методич. указания

1

1

1

1

1

5

Итого

2

1

2

2

2

9

В т.ч. Лукаткин А.С.:

 

 

 

 

 

 

Уч. пособие

1

-

-

1

-

2

Методич. указания

-

-

-

-

1

1

 2. Научная работа. Максимально развивать комплексный подход к проведению работ, как в рамках кафедрального направления научных исследований, так и в сотрудничестве с другими подразделениями факультета и университета. Стремиться к получению большего числа грантов, для чего принимать участие в различных научно-исследовательских программах, проводимых разными ведомствами (Минобрнауки, РФФИ, РНФ, министерства и ведомства РФ и РМ). Стремиться принять участие в реализации федеральных и региональных проектов в области науки и образов, в том числе в Национальном проекте «Наука». В рамках выполнения дорожных карт Стратегии Национальной технологической инициативы участвовать в выполнении проектов, направленных на создание технологий по следующим направлениям:

– разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений;

– противодействие техногенным, биогенным угрозам;

–  возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий на современном этапе глобального развития.

 

Довести объемы финансирования НИР (из различных источников) до 6 млн. руб. в год (табл. 2).

 Таблица 2. Перспективный план научных исследований

по кафедре ботаники, физиологии и экологии растений

на период 2019 – 2023 гг.

Параметр НИР

2019

2020

2021

2022

2023

Всего

Заявки на гранты

3

4

4

5

5

21

Выигранные гранты/проекты

1

1

1

2

2

7

Финансирование, тыс. руб.

700,0

1500,0

3000,0

5000,0

6000,0

16200,0

В т.ч. Лукаткин А.С.: заявки

2

3

3

3

3

14

Гранты/проекты

-

1

1

1

1

4

Финансирование

-

1500,0

3000,0

3000,0

5000,0

12500,0


Усилить научную работу с международным участием, особенно в плане  проведения совместных исследований (с учеными из Литвы, Польшиа, Индии, Японии, Португалии, Беларуси и др.), использования программ академической мобильности (студентов, аспирантов, молодых ученых) и активизации опубликования научных данных в реферируемых зарубежных журналах (Web of Science, Scopus, и др.). Опубликовать за 5 лет не менее 3 монографий и 80 статей в ведущих российских и зарубежных научных журналах, в т.ч. не менее 22 статей -  в журналах, включенных в базы Web of Science, Scopus, и 58 статей  в журналах из перечня ВАК (табл. 3). 

Таблица 3. Перспективный план научных публикаций

по кафедре ботаники, физиологии и экологии растений

на период 2019 – 2023 гг.

Вид публикации

2019

2020

2021

2022

2023

Всего

Монографии

-

1

-

1

1

3

Статьи в журналах Web of Sciences, Scopus

3

4

4

5

6

22

Статьи в журналах из перечня ВАК

9

11

12

12

14

58

Статьи, включенные в РИНЦ

10

12

12

14

16

64

В т.ч. Лукаткин А.С.: Монографии

-

-

-

1

-

1

Статьи в журналах Web of Sciences, Scopus

1

1

1

2

2

7

Статьи в журналах из перечня ВАК

2

2

3

3

4

14

Статьи, включенные в РИНЦ

4

4

4

5

6

23

 

 

 3. Кадровый состав: главная задача на пятилетие – сохранить кадровый состав кафедры (на уровне не менее 7 человек ППС), что необходимо для поддержания преемственности поколений, использования опыта работы преподавателей с большим стажем. В то же время обратить особое внимание на подготовку молодых специалистов высшей квалификации по традиционным направлениям обучения в аспирантуре, стремиться ликвидировать «демографическую яму», образовавшуюся в последние годы, посредством обучения аспирантов. За пять лет подготовить не менее 3 кандидатов наук и 1 доктора наук, создать максимальный задел для 2 докторских работ сотрудников кафедры (табл. 4).

Таблица 4. Перспективный план подготовки научных кадров

по кафедре ботаники, физиологии и экологии растений

на период 2019 – 2023 гг.

Подготовка специалистов высшей квалификации

2019

2020

2021

2022

2023

Всего

Прием в аспирантуру

1

1

1

1

1

5

Защиты: Кандидат наук

-

1

-

1

1

3

Доктор наук

-

1

-

-

-

1

В т.ч.  под руководством Лукаткина А.С.:

-

1

-

1

1

3

Кандидат наук

-

1

-

1

1

3

Доктор наук

-

1

-

-

-

1

Максимально использовать потенциал национального исследовательского университета для привлечения иногородних и иностранных аспирантов. Повысить эффективность аспирантуры (защиты аспирантов в срок аспирантской подготовки).

4. Совершенствование материальной базы: использовать разнообразные источники для пополнения и усовершенствования научного приборного парка, а также улучшения состояния базы реактивов, посуды. Улучшить приборную базу для проведения лабораторных занятий, для чего создать учебную лабораторию физиологии и биохимии растений и обновить парк учебного оборудования кафедры. Провести капитальный ремонт в аудиториях кафедры. Всесторонне развивать научный гербарий университета.

5. Усиление работы в структурных подразделениях (кафедры, факультета, университета) – научном гербарии, ботаническом саду, ботаническом отделе биологического музея. Активизировать деятельность преподавателей кафедры в этих подразделениях. Расширить область фундаментальных научных исследований и прикладных разработок на базе ботсада.

6. Расширение сотрудничества в проведении учебной и научной работы с кафедрами факультета, университета, другими структурными подразделениями, а также предприятиями и организациями Республики Мордовия и России. Максимально использовать возможности материальной базы биологического факультета и национального исследовательского университета в целом для расширения исследований в области биологии растений. Развивать сотрудничество с ООПТ федерального масштаба – «Заповедной Мордовией».

7. Расширение международного сотрудничества. Дальнейшее развитие научных контактов с коллегами из научных и учебных организаций зарубежных стран (Литва, Польша, Индия, Япония, Португалия и др.). Проведение совместных исследований, стажировок, научных семинаров. Проведение Международных конференций на базе университета, факультета и кафедры (Ржавитинские чтения).

8. Воспитательная работа со студентами: преподавателям кафедры необходимо повсеместно прилагать максимум усилий для повышения культуры, улучшать педагогическую работу со студентами с целью формирования гражданской позиции студентов, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.

9. Усилить профориентационную работу со школьниками РМ и сопредельных территорий. Шире использовать возможности НИР, малых академий, факультативов, кружков, летних лагерей, а также социальных сетей для создания положительного представления о биологическом факультете, его специальностях и кафедре ботаники и физиологии растений. Работа со школьниками – потенциальными  абитуриентами – должна быть индивидуальной на протяжении ряда лет. Для привлечения иностранных абитуриентов необходимо повышение их информированности о кафедре, факультете и университете в целом, для чего необходимо обновление кафедрального раздела сайта на английском языке.

10. Трудоустройство выпускников. Усилить работу кафедры с потенциальными работодателями в Республике Мордовия, сопредельных территориях, и в целом Российской Федерации. Привлекать представителей работодателей к преподаванию отдельных дисциплин, проведению производственных практик. Расширить контакты с государственными и негосударственными организациями, осуществляющими деятельность в области биоэкологии и биологии, включая: Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия; Отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Республике Мордовия ; ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия»; МУП «Зеленое хозяйство»; Филиал по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов Республики Мордовия; ФГБУ «Заповедная Мордовия»; Филиал ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр» по РМ; ООО Атмосфера, ООО Экосфера, ООО Экология, ООО Мордовский Экологический комбинат, ООО Геогрунт, и др.

 

  • Хочешь быть высококвалифицированным специалистом? Тогда это точно для тебя!

    Стартовал набор на программы профессиональной переподготовки в области ИТ от Цифровой кафедры. – Обучение по 29 программам профессиональной переподготовки (полный список программ в прикрепленном документе) – Длительность — 9 месяцев – Очный формат обучения

    Подробнее...

  • Наука - будущее человечества! Иди в будущее с наукой!

    24 октября 2024 года в Международном университете «МИТСО» состоится VII Международная научно-практическая конференция аспирантов, магистрантов, студентов «Ученые будущего» в очно-заочном формате. Для участия приглашаются аспиранты, адъюнкты, магистранты, студенты и курсанты учреждений высшего образования и иных организаций. По результатам проведения конференции планируется электронное издание сборника материалов конференции (декабрь 2024 года). По окончании работы пленарного заседания и тематических секций конференции участники очной формы получат сертификаты.

    Подробнее...

  • Своё будущее проектируешь только ты! Сделай Ход — начни действовать сейчас.

    Твой ход – пространство для студентов. Это уникальная возможность проявить себя и выиграть крутые призы от проекта и его партнёров. Призы ? Да, это путешествия по России, техника (музыкальные станции, компьютеры), стажировки, система наставничества.

    Подробнее...

  • Две программы повышения квалификации – теория и практика по химии нуклеиновых кислот

    #курсы@kafedra_hf «Химический синтез и модификация нуклеиновых кислот» – это погружение в мир химии биополимеров. На вебинарах с преподавателем вы изучите основы химии нуклеиновых кислот, освоите уникальные физико-химические свойства этих молекул и научитесь использовать их в биосовместимых материалах и генетической инженерии. Регистрация и подробности → vk.cc/cqDORx

    Подробнее...

  • Прими участие в ВИК 24/25 и измени мир инженерии!

    Ты студент или аспирант выпускного курса? ВИК – это конкурс, который вдохновит тебя на новые открытия и достижения. Выбери своё направление: инженерия, IT, медицина, ядерная энергетика, экология, социально-экономическая сфера и многие другие!

    Подробнее...

  • Профвыход в МОУ «Центр образования «Тавла» – Средняя общеобразовательная школа № 17»

    В МОУ «Центр образования «Тавла» — Средняя общеобразовательная школа № 17» состоялось профориентационное собрание, на котором присутствовали родители и ученики 10 и 11 классов. Среди приглашенных были представитель АО «Биохимик» группы «Промомед» Ульяна Александровна Матвейчук, заведующий кафедрой генетики и генной инженерии факультета биотехнологии и биологии Владимир Александрович Трофимов и заведующий кафедрой неорганической и аналитической химии Александр Викторович Долганов.

    Подробнее...