Программа развития кафедры ботаники, физиологии и экологии растений
на 2018-2023 гг.
Главным приоритетом на предстоящее пятилетие можно назвать работу по восстановлению утраченного в предыдущий период кадрового потенциала кафедры, наряду с модернизацией всей работы кафедры в связи с реалиями современности и изменениями на всех уровнях учебного процесса.
1. Учебный процесс. Усилить направленность учебного процесса на подготовку специалистов, которые не только обладают знаниями, умениями и навыками, но смогут применять их при решении прикладных задач в будущей профессиональной деятельности. В этой связи необходимо усилить прикладную составляющую практик студентов, их курсовых и дипломных работ. Для усиления контроля сформированности компетенций у студентов расширить использование компьютерных контролирующе-обучающих программ. Необходимо участие кафедры в разработке практико-ориентированных программ с междисциплинарным уклоном, которые будут востребованы в изменяющихся условиях. В связи с сокращением аудиторной нагрузки необходимо повысить интенсивность самостоятельного образования с использованием электронной информационной образовательной среды. Для этого необходимо максимально актуализировать сайт кафедры, информацию в личных кабинетах преподавателей, вводить в образовательный процесс освоение онлайн-курсов (в том числе самостоятельно разработанных). Участвовать в реализации дополнительных образовательных программ по подготовке иностранных граждан. Максимально использовать возможности участия в Национальном проекте «Образование», особенно по направлению «Повышение конкурентоспособности высшего образования» в области современной образовательной среды и экспорт российского образования.
Издать методические указания по новым курсам, читаемым на кафедре. За 5 лет издать не менее 9 учебно-методических работ, в т.ч. 4 учебных пособия (табл. 1).
Таблица 1. Перспективный план издания учебно-методической
литературы по кафедре ботаники, физиологии и экологии растений
на период 2019 – 2023 гг.
Тип публикации |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Всего |
Учебное пособие |
1 |
- |
1 |
1 |
1 |
4 |
Методич. указания |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Итого |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
9 |
В т.ч. Лукаткин А.С.: |
|
|
|
|
|
|
Уч. пособие |
1 |
- |
- |
1 |
- |
2 |
Методич. указания |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
2. Научная работа. Максимально развивать комплексный подход к проведению работ, как в рамках кафедрального направления научных исследований, так и в сотрудничестве с другими подразделениями факультета и университета. Стремиться к получению большего числа грантов, для чего принимать участие в различных научно-исследовательских программах, проводимых разными ведомствами (Минобрнауки, РФФИ, РНФ, министерства и ведомства РФ и РМ). Стремиться принять участие в реализации федеральных и региональных проектов в области науки и образов, в том числе в Национальном проекте «Наука». В рамках выполнения дорожных карт Стратегии Национальной технологической инициативы участвовать в выполнении проектов, направленных на создание технологий по следующим направлениям:
– разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений;
– противодействие техногенным, биогенным угрозам;
– возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий на современном этапе глобального развития.
Довести объемы финансирования НИР (из различных источников) до 6 млн. руб. в год (табл. 2).
Таблица 2. Перспективный план научных исследований
по кафедре ботаники, физиологии и экологии растений
на период 2019 – 2023 гг.
Параметр НИР |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Всего |
Заявки на гранты |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
21 |
Выигранные гранты/проекты |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
7 |
Финансирование, тыс. руб. |
700,0 |
1500,0 |
3000,0 |
5000,0 |
6000,0 |
16200,0 |
В т.ч. Лукаткин А.С.: заявки |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
14 |
Гранты/проекты |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Финансирование |
- |
1500,0 |
3000,0 |
3000,0 |
5000,0 |
12500,0 |
Усилить научную работу с международным участием, особенно в плане проведения совместных исследований (с учеными из Литвы, Польшиа, Индии, Японии, Португалии, Беларуси и др.), использования программ академической мобильности (студентов, аспирантов, молодых ученых) и активизации опубликования научных данных в реферируемых зарубежных журналах (Web of Science, Scopus, и др.). Опубликовать за 5 лет не менее 3 монографий и 80 статей в ведущих российских и зарубежных научных журналах, в т.ч. не менее 22 статей - в журналах, включенных в базы Web of Science, Scopus, и 58 статей в журналах из перечня ВАК (табл. 3).
Таблица 3. Перспективный план научных публикаций
по кафедре ботаники, физиологии и экологии растений
на период 2019 – 2023 гг.
Вид публикации |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Всего |
Монографии |
- |
1 |
- |
1 |
1 |
3 |
Статьи в журналах Web of Sciences, Scopus |
3 |
4 |
4 |
5 |
6 |
22 |
Статьи в журналах из перечня ВАК |
9 |
11 |
12 |
12 |
14 |
58 |
Статьи, включенные в РИНЦ |
10 |
12 |
12 |
14 |
16 |
64 |
В т.ч. Лукаткин А.С.: Монографии |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
Статьи в журналах Web of Sciences, Scopus |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
7 |
Статьи в журналах из перечня ВАК |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
14 |
Статьи, включенные в РИНЦ |
4 |
4 |
4 |
5 |
6 |
23 |
3. Кадровый состав: главная задача на пятилетие – сохранить кадровый состав кафедры (на уровне не менее 7 человек ППС), что необходимо для поддержания преемственности поколений, использования опыта работы преподавателей с большим стажем. В то же время обратить особое внимание на подготовку молодых специалистов высшей квалификации по традиционным направлениям обучения в аспирантуре, стремиться ликвидировать «демографическую яму», образовавшуюся в последние годы, посредством обучения аспирантов. За пять лет подготовить не менее 3 кандидатов наук и 1 доктора наук, создать максимальный задел для 2 докторских работ сотрудников кафедры (табл. 4).
Таблица 4. Перспективный план подготовки научных кадров
по кафедре ботаники, физиологии и экологии растений
на период 2019 – 2023 гг.
Подготовка специалистов высшей квалификации |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Всего |
Прием в аспирантуру |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Защиты: Кандидат наук |
- |
1 |
- |
1 |
1 |
3 |
Доктор наук |
- |
1 |
- |
- |
- |
1 |
В т.ч. под руководством Лукаткина А.С.: |
- |
1 |
- |
1 |
1 |
3 |
Кандидат наук |
- |
1 |
- |
1 |
1 |
3 |
Доктор наук |
- |
1 |
- |
- |
- |
1 |
Максимально использовать потенциал национального исследовательского университета для привлечения иногородних и иностранных аспирантов. Повысить эффективность аспирантуры (защиты аспирантов в срок аспирантской подготовки).
4. Совершенствование материальной базы: использовать разнообразные источники для пополнения и усовершенствования научного приборного парка, а также улучшения состояния базы реактивов, посуды. Улучшить приборную базу для проведения лабораторных занятий, для чего создать учебную лабораторию физиологии и биохимии растений и обновить парк учебного оборудования кафедры. Провести капитальный ремонт в аудиториях кафедры. Всесторонне развивать научный гербарий университета.
5. Усиление работы в структурных подразделениях (кафедры, факультета, университета) – научном гербарии, ботаническом саду, ботаническом отделе биологического музея. Активизировать деятельность преподавателей кафедры в этих подразделениях. Расширить область фундаментальных научных исследований и прикладных разработок на базе ботсада.
6. Расширение сотрудничества в проведении учебной и научной работы с кафедрами факультета, университета, другими структурными подразделениями, а также предприятиями и организациями Республики Мордовия и России. Максимально использовать возможности материальной базы биологического факультета и национального исследовательского университета в целом для расширения исследований в области биологии растений. Развивать сотрудничество с ООПТ федерального масштаба – «Заповедной Мордовией».
7. Расширение международного сотрудничества. Дальнейшее развитие научных контактов с коллегами из научных и учебных организаций зарубежных стран (Литва, Польша, Индия, Япония, Португалия и др.). Проведение совместных исследований, стажировок, научных семинаров. Проведение Международных конференций на базе университета, факультета и кафедры (Ржавитинские чтения).
8. Воспитательная работа со студентами: преподавателям кафедры необходимо повсеместно прилагать максимум усилий для повышения культуры, улучшать педагогическую работу со студентами с целью формирования гражданской позиции студентов, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.
9. Усилить профориентационную работу со школьниками РМ и сопредельных территорий. Шире использовать возможности НИР, малых академий, факультативов, кружков, летних лагерей, а также социальных сетей для создания положительного представления о биологическом факультете, его специальностях и кафедре ботаники и физиологии растений. Работа со школьниками – потенциальными абитуриентами – должна быть индивидуальной на протяжении ряда лет. Для привлечения иностранных абитуриентов необходимо повышение их информированности о кафедре, факультете и университете в целом, для чего необходимо обновление кафедрального раздела сайта на английском языке.
10. Трудоустройство выпускников. Усилить работу кафедры с потенциальными работодателями в Республике Мордовия, сопредельных территориях, и в целом Российской Федерации. Привлекать представителей работодателей к преподаванию отдельных дисциплин, проведению производственных практик. Расширить контакты с государственными и негосударственными организациями, осуществляющими деятельность в области биоэкологии и биологии, включая: Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия; Отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Республике Мордовия ; ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия»; МУП «Зеленое хозяйство»; Филиал по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов Республики Мордовия; ФГБУ «Заповедная Мордовия»; Филиал ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр» по РМ; ООО Атмосфера, ООО Экосфера, ООО Экология, ООО Мордовский Экологический комбинат, ООО Геогрунт, и др.